Цифровые технологии облегчают нам жизнь, но не стоит забывать, что все это существует с одной целью – зарабатывать деньги на пользователях. И делают это самыми разными способами.

Одно из самых распространенных направлений – это реклама. И для увеличения ее эффективности крупные компании используют любые возможности, чтобы собрать информацию о пользователях. Компании вкладывают много денег в разработки, которые позволяют следить за активностью пользователей в сети.

Вот 10 способов, как за вами следят крупные компании:

1. Социальные сети

Социальные сети создаются не с той целью, чтобы люди могли общаться и делиться своими историями. Главная причина – заработок. И большая часть заработка идет с показа рекламы пользователям сети.

Чтобы подбирать релевантные для вас рекламные объявления, социальные сети анализируют все ваши действия: какие страницы вы посещаете, на кого подписаны, что вам нравится, где вы оставляете комментарии и т.д.

2. Поисковые запросы

Поисковые системы тоже основную часть дохода получают с показа рекламы. Причем реклама показывается в соответствии с тем, что вы пытаетесь найти. А статистика по всем запросам, которые совершали пользователи, находится в общем доступе: любой может посмотреть, сколько всего раз вводили тот или иной запрос. Конечно, история запросов конкретного пользователя доступна только ему самому.

3. Электронная почта

Бесконечные рассылки, которые быстро заполняют почтовый ящик, тоже позволяют компаниям следить за активностью пользователей. В рассылках отслеживается два критерия: открыл ли пользователь письмо и перешел ли по ссылке в нем. Таким образом можно оценить заинтересованность людей в предложении, эффективности рекламной кампании и в будущем внести изменения, чтобы добиться большего отклика.

4. Приложения

Во многих приложениях есть функция отслеживания местоположения. Эта информация используется, чтобы рекламировать вам местные организации.

Например, карты Google всегда отслеживают ваше местоположение. Даже можно посмотреть в истории, где и когда вы были.

5. Файлы cookies

Эти файлы создаются браузером и хранятся у вас на компьютере. Обычно используются для сохранения авторизаций на сайтах или персональных настроек веб-страниц. Однако есть и другая сфера применения – сбор статистики и создание профиля пользователя. И снова цель этого – показ подходящей рекламы.

6. Смартфоны

В вашем телефоне много датчиков, которые могут собрать немало информации как о вас, так и об окружающей вас среде. Но эти данные не имеют особой ценности, если не говорить о незаконных действиях. Больше всего информации собирает оператор – хранит записи входящих и исходящих звонков и отслеживает местоположение.

7. Wi-Fi

Подключаться к общественному Wi-Fi – не самая хорошая идея. Во-первых, вся информация о том, как вы пользовались интернетом, будет сохранена, во-вторых, если кто-то решит воспользоваться общественной сетью со злым умыслом, он сможет заполучить доступ к вашим важным данным: учетные записи на разных сайтах, платежную информацию и т.д.

8. Камеры наблюдения

Отслеживать трафик в интернете относительно легко. В жизни дела обстоят немного сложнее. Однако камеры наблюдения помогают собирать всю необходимую информацию. По записям можно узнать, сколько человек посетило магазин, чем люди больше всего интересовались, кто целевая аудитория, сколько процентов людей совершали покупки и т.д.

9. Покупки в интернете

Ваши покупки могут многое рассказать о вас. Например, если вы покупаете детские товары, то есть вероятность, что вы родитель. А это помогает отнести вас к целевой аудитории детских товаров, т.е. вам будут показывать больше рекламных объявлений, связанных с детьми.

10. "Умные" устройства в доме

Голосовые ассистенты набирают популярность. Есть домашние станции от Яндекса, Google, Amazon, Apple. Они облегчают жизнь, однако нет гарантии, что никто не получит доступ к ним и не воспользуется этим в корыстных целях. Микрофон у них работает постоянно (хотя компании уверяют, что никакая информация не сохраняется, пока не произнесена определенная команда), все запросы записываются. И вы можете их удалить, но собранные данные все равно попадут в общую статистику.

К счастью, пока что информация, которую собирают о нас, в большинстве случаев используется безобидно: для показа рекламы, которая может быть нам интересна, или для разработки каких-то новых технологий. Однако есть и немало случаев шпионажа и шантажа. Старайтесь меньше времени проводить в интернете, не публикуйте личную информацию о себе, не заходите на сомнительные сайты, не качайте малоизвестные приложения и используйте различные способы остаться анонимным в сети.